Развитие познавательного интереса учащихся при изучении английского языка
Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью.
Английский язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся.
Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может реализовать его лишь в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Работу необходимо строить так, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависит в дальнейшем самостоятельное их мышление, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Она возбуждает у детей интерес, вызывает стремление к получению знаний, способствует созданию эмоциональной обстановки, что необходимо для усвоения материала.
На протяжении многих лет работы я наблюдала; что занятия английским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям иностранным языком. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучению английского языка можно путем использования увлекательного дидактического материала, способного привлечь внимание каждого ученика, помочь ему запомнить новые термины, усвоить учебный материал.
На уроках я, как и многие другие учителя, часто использую занимательные беседы, стихи, загадки, пословицы, игры, кроссворды.
Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим некоторые. Поскольку именно игры способствуют углублению и расширению полученных знаний, повышают умственную активность, закрепляют положительные эмоции детей.
1. Игру «Алфавит» использую в течение нескольких уроков подряд с целью закрепления знания детьми порядка следования букв в алфавите. Для этого у каждого ребенка есть индивидуальная карточка с записанными в разброс буквами. Дети называют по памяти все буквы в алфавитном порядке. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит это задание.
2. Игра «Кто больше?» заключается в том, что ученики стараются как можно больше придумать слов на определенное правило
3. Игра «Отгадай слово» закрепляет знания о выученных словах. Одна группа детей показывает жестами слово, изученноне на предыдущих уроках, а другие ученики должны отгадать его и назвать на английском языке.
4. В своей работе я широко использую музыкальные произведения- песни на английском языке. Они развивают у детей фонематический слух, речь, обогащают их знания об окружающем мире.
Песни использую на различных этапах урока: как при объяснении нового материала, так и при закреплении изученного, повторении.
5. Часто практикую использование загадок при изучении новых слов, темы. Это методическое средство даёт возможность ученикам практически овладеть изобразительными средствами языка, давать полные ответы, подбирать слова, точно определяющий тот или иной предмет, явление, действие.
6. Столкнувшись с тем, что многие дети плохо запоминают правила, я стала использовать на уроках стихотворения. Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме.
В процессе работы я заметила, что детям очень нравятся задания, имеющие определенную мыслительную нагрузку с элементом занимательности. Они активно включаются в учебную ситуацию, когда надо найти и исправить ошибку. В этой работе мне помогает иллюстративный материал с реальными или сказочными‚ но одинаково интересными, остроумными, иногда смешными ситуациями. Так, изучая тему «Слова, обозначающие признаки предметов», предлагаю детям картинку «Незнайка—художник». Дети выделяют существенные признаки предметов, выявляют и исправляют ошибки, допущенные Незнайкой при раскрашивании овощей.
Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают мне воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое, вызывают интерес к изучению английского языка.
Интересные для ребят виды работ способствуют развитию восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления.